На этой неделе учащиеся начальной школы в очередной раз приняли участие во
Всероссийском образовательном проекте «Урок цифры» на тему «Кибербезопасность будущего».
Школьники узнали, например, что такое интернет вещей, как обезопасить умный дом, защищать данные на смартфонах и противостоять самым разным кибератакам, в том числе тем, что реализуются с использованием продвинутых технологий.
А еще познакомились с многообразием профессий в ИТ и специалистами, которые уже сегодня разрабатывают подходы и решения для защиты различных устройств, чтобы сделать современный цифровой мир безопаснее.
В этом учебном году наши первоклассники начинают работать по программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Григорьева Надежда Николаевна вместе с 1Б классом активно включились в эту работу. Третья четверть началась с реализации трека – «Орлёнок-доброволец». В игровой форме ребята выяснили, кто такой доброволец, какими качествами он должен обладать, обсудили рассказ В.Осеевой «Просто старушка». Всем классом создали символ трека – «Круг добра» и чтобы разговор имел практическое значение, каждый получил задание – подумать, какое доброе дело и для кого он хотел бы совершить. Эти идеи ребята будут стараться воплотить в жизнь.
Современные дети - самые активные пользователи всемирной паутины и социальных сетей. Именно поэтому, в первый рабочий день после новогодних каникул сотрудники отделения МВД России по Пушкиногорскому району Сергей Филиппов и Екатерина Васильева рассказали про опасности, которые таит в себе Интернет, в т.ч. игры и как от них защититься.
1. Утрата денег
Первый вид опасностей – те, которые связаны с кражей денег.
Фишинг – это выманивание паролей от различных сервисов, в том числе личных страниц во «ВКонтакте» или Steam, чем дети-подростки обычно очень дорожат. Их крадут, чтобы получить доступ к персональной информации, чтобы делать спам-рассылки, чтобы продолжать использовать – например, аккаунты игровой платформы Steam, где распространяются игры и есть своя социальная сеть.
Steam – это рекордсмен по числу онлайн-пользователей, их там больше, чем даже в YouTube. Поскольку участники покупают игры на свой аккаунт, «развивают» своих персонажей в многопользовательских онлайн-играх, «заливают» туда деньги и время, эти аккаунты могут достаточно дорого стоить – страничка с 1000 наигранных часов в какую-нибудь популярную многопользовательскую игру с очень развитым персонажем продастся на черном рынке за весьма неплохие деньги.
Еще одна техническая опасность – вредоносный код: например, пользователь перешел по какой-то ссылке, и компьютер заблокировался, и теперь пользователь видит только сообщение «Заплатите деньги туда-то, и компьютер разблокируется». Причем гарантии, что он разблокируется после оплаты, к сожалению, нет. Есть и другой вредоносный код: тот, что незаметно работает на компьютере, отправляя злоумышленникам те же логины/пароли или данные платежных карт.
Обычное мошенничество – в интернете встречается так же часто, как и в реальной жизни. Его можно охарактеризовать всем известной поговоркой «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Например, предлагается купить смартфон по цене значительно ниже рыночной, человек отправляет деньги, но телефон так и не получает. Это очень популярная схема мошенничества: дорогой товар за небольшие деньги. И это очень хорошо срабатывает в ситуации с подростками, потому что они часто прицельно копят деньги на какой-нибудь игровой компьютер, и если они внезапно видят его не за 60, а за 20 тысяч рублей, то могут с радостью заказать его и перевести деньги.
Определенную опасность для семейного бюджета представляют также и онлайн-игры – в них часто есть встроенные внутренние покупки. Чтобы обезопасить себя от этих трат, убедитесь, что ребенок не может тратить деньги с вашей карточки, привязанной к онлайн-игре, в том числе и если он зайдет в вашу игру.
Это может происходить, если система запрашивает подтверждение не каждый раз при совершении покупки, а, например, раз в полчаса, раз в сутки. За полчаса можно многое успеть. Например, девочка четырех лет, играя, пока папа варил макароны, потратила значительную сумму, причем ругать ее было за это бесполезно: она просто играла и даже не знала, что тратит деньги, нажимая на «да» и «купить».
2. Зависимость
Интернет-зависимость чаще всего ассоциируется с играми, и родители, когда говорят о зависимости, имеют в виду прежде всего именно ее.
Сегодня играют все дети, но в разные игры. Глобально их можно разделить на две группы: первая – это просто игры, в которые играют час-другой в день, проходят за несколько недель, и все.
Вторая – это так называемые массовые мультиплеерные онлайн-игры, в которые можно играть годами, развивая своих персонажей, приобретая для них какие-то качества или оборудование и так далее.
Если ребенок играет в такую игру, надо серьезно подумать, как это ограничивать, потому что такие игры действительно вызывают привыкание как у детей, так и у взрослых.
Происходит это за счет того, что такие игры вбрасывают в детей якоря: один якорь – это социальные связи с другими игроками, которыми ребенок обрастает за время игры, второй – это финансовые вложения: я купил крутой танк, надо на нем покататься, я уже столько сюда вложил, что жалко бросать, третий – это потраченное время: как отказаться от игры, если я играю в нее уже полтора-два года.
Зависимость – это болезнь, к ней следует так и относиться, и если ребенок ради игры начинает отказываться от еды, от сна, и тем более если проявляет агрессию, когда ему не дают играть, то надо идти к специалисту.
Сотрудники полиции объяснили детям, почему необходим родительский контроль за посещением интернет-сайтов, за тем, с кем и как дети общаются в социальных сетях, сделав упор, что речь идёт о их же собственной безопасности.